Музыка Пьеса Р. Гринблата Ю. Димитрина и Ю. Кима
ФЛАМАНДСКАЯ ЛЕГЕНДА Рок-опера в двух актах
Либретто.
ОТ АВТОРОВ
Создавая оперу о Тиле, авторы пьесы обратились к тем же легендам XIV века о плуте, остроумце и проказнике Эйленшпигеле, которые положил в основу своего знаменитого романа Шарль Де-Костер. Как и в романе, действие оперы перенесено в XVI век и разворачивается на фоне народно-освободительной борьбы Фландрии с испанской тиранией. Однако, во многом фабула оперы, характеры ее персонажей, их сюжетные функции – не повторяют романа. Образы Тиля, Ламме, Неле, сохраняющие в опере подлинно народную характерность, приобретают новые черты. Логика их участия в событиях иная. По иному и завершаются их судьбы. Образ Рыбника – ни в чем не совпадает с костеровским образом изгоя и изувера. В опере он психологически усложнен и идейно противопоставлен Тилю. Образ Короля в опере – обобщенный образ двух испанских монархов. Карла и Филиппа. Единоборство и нравственная победа народного юмора и оптимизма в схватке с тиранией Короля, коварством его «двойника» Оранского, с бездуховностью воинствующего святоши Рыбника – основная тема оперной версии «легенды о Тиле».
Юрий Димитрин Юлий Ким 1978 г.
Ансамбль «Поющие гитары»:
Тиль Уленшпигель – Альберт Асадуллин С. Валин /тромбон/, Л. Либин /саксафон, флейта/, В. Кареткин /фортепьяно/, Л. Мальцев /орган/, Р. Кадейкин, Р. Дубинников /ударные/, В. Лавецкий /ксилофон.
1978 г.
ПЕРВЫЙ АКТ
ПРОЛОГ
ЧИНОВНИК. Запрещено!
ТОЛПА. Запрещено… Запрещено… Запрещено…
ЧИНОВНИК. Державной волей короля Испаньи Великого и славного Филиппа Всем жителям колоний и провинций А населенью Фландрии особо – Запрещено! Читать и множить мерзостную ересь Мартина Лютера и Яна Гуса И подвергать малейшему сомненью Непогрешимость Папы или Церкви – Запрещено! Оказывать какую либо помощь врагам Испании враждебным гезам предателям, которых возглавляет преступник и предатель принц Оранский, запрещено! ТОЛПА. Запрещено… Запрещено… Запрещено…
ТОЛПА. Запрещено… Запрещено… Запрещено…
ТОЛПА. Запрещено… Запрещено… Запрещено…
НЕЛЕ. Ах, как жарко, жарко, ах, как жарко на лугу ночном!
ТИЛЬ. Видно солнце вместе с нами на лугу заночевало. И трава не остывает, и одежда не нужна.
НЕЛЕ. Ах, как ночь туманна, ночь туманна, а светло как днем.
ТИЛЬ. Я сказал бы, это месяц, но его нигде не видно. Значит, вот какое дело, ясный месяц – это я.
НЕЛЕ. Вот лицо твое, твои руки, вот глаза твои снова рядом…
ОБА. Ни прощанья, ни разлуки нет и не было, и не надо…
ЧИНОВНИК. Запрещено!
ТОЛПА. Запрещено… Запрещено… Запрещено…
ЧИНОВНИК. Разрешено под страхом смерти выслеживать, докладывать, указывать на тех, кто думает и делает все то, что папою и королем запрещено.
ТОЛПА. Запрещено… запрещено… запрещено…
ЯРМАРКА-
ТОЛПА. Кто имеет – пусть умножит. Кто узнает – пусть доложит. Золото не пахнет, стыд не гложет… Торгуй, братцы, кто чем может.
Все годится на продажу. Смех за слезы, смерть за кражу Честь и совесть – дьявол с нею, Ты не сможешь – я посмею.
Продавай, продавай, не жалей Уголек и рыбу, душу и друзей. Денежки заветные вынь да положь. Ярмарка, ярмарка, торгуй чем хошь!
Торгуй, братцы, кто чем может. Торгуй, братцы, кто чем может.
КЛААС. Уголь, уголь, уголь-уголек. Кому уголька, золотого огонька? Греет хорошо, горит красиво. И вам на радость и мне на пиво. Уголь, уголь, уголь-уголек. Кому уголька, золотого огонька?
РЫБНИК. Рыба! Рыба! Живая рыба! Вишь, как дышит! Вишь, как шевелится!- За хвост ее, головой об стол, кишки кошке и живьем в котел Есть на что раскошелиться!
МОНАХ. Индульгенции! Индульгенции! Отпущение грехов за пару пятаков! Убийцы! Двоеженцы! Поганцы! Отщепенцы! За святую бумажку – кошелек на распашку, и будете чисты, аки агнцы и младенцы! Индульгенции! Индульгенции!
СОЛДАТ. Идолы! Болваны! Индейские амулеты! Арабские талисманы! От запоя, от сглаза, от потери сил! Сам раздобыл! Где с мертвого снял, где могилку разрыл.
КНИГОТОРГОВЕЦ. Библия! Библия! Полезное чтения на любой вкус!
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ. Мне нужен Лютер или Ян Гус.
КНИГОТОРГОВЕЦ. Тихо! Ты что? Ян Гус запрещен.
КАПЮШОН. А запрещенное теперь почем?
КНИГОТОРГОВЕЦ. Дай два дуката – и дело готово.
КАПЮШОН. Вот и чудесно. Ты арестован.
Уводит Книготорговца.
КНИГОТОРГОВЕЦ. Ай-яй-яй-яй-яй!..
Клаас. Уголь, уголь, уголь, уголек Кому уголька, золотого огонька?
ЖИЛЛИНА И ДЕВИЦЫ. Эй, красавцы, красавцы, хватит торговать, Доставай монету, монету, ляжем ночевать! Отдохнешь мой милый, мой милый, от великих дел, от жены постылой, постылой – ты ей тоже надоел! На моей постельке, постельке, да за твой счет, мертвый встанет, встанет, живой не упадет! Время бить посуду! Посуду! Время пить до дна! Все равно я буду! Я буду! Я буду не одна!
Клаас. Уголь, уголь, уголь, уголек… Кому уголька, золотого огонька?
(Появляется Тиль с огромным обручем)
ТИЛЬ. Волшебное зеркало! Чудо колесо! Говорит всю правду и всю говорит в лицо! Кто ты есть и кем ты будешь, чем болеешь, кого любишь, И когда на страшный суд тебя черти унесут, тебя черти унесут.
Эй, крестьяне, горожане, прихожане – подходи, чего стесняться? Вы же не уроды! А если уроды – то от природы. А что от природы – то естественно, А что естественно – то красиво! Подходи, смотри, говори спасибо! Подходи, смотри, говори спасибо! Подходи!
Подходи, монетку брось, да погляди, что глянется, Твое личико, не бойсь, при тебе останется!
КЛААС (кидает Тилю монетку). Держи, сынок! Ну, давай, показывай.
ТИЛЬ (Встал в обруч). Раз! Два! Три! Смотри!! Здорово батюшка, привет. Уж ты хочешь или нет, а я твой вылитый портрет. А если ты тому не рад, тогда роди меня назад.
Рыбник. Шут! Шут!
ТИЛЬ. Зеркало, кто я?
ЛАММЕ. Ты Тильберт Уленшпигель! Красив, хорош, как смертный грех! Рожден ты девкам на погибель, врагам на зависть, нам на смех.
ТОЛПА. Тиль, давай, Тиль, не бойся, шути, Тиль, а то мы тут прокиснем! Смейся, не плачь, Кого хочешь дурачь, Тиль. А надо будет – свистнем!
КЛААС. А если ты захочешь ходить на голове, ступай и сколько хочешь ходи на голове. А если ты захочешь целоваться на траве, ступай и сколько хочешь целуйся на траве.
ТИЛЬ. Мой друг Ламме из города Дамме, гроза колбас, король обжор! Обширное место для мяса и теста. Кто свалит его? Кто? Кто? Кто? Только запор!!!
ТОЛПА. Тиль, давай, Тиль, не бойся, шути, Тиль. А то мы тут прокиснем! Смейся, не плачь, кого хочешь дурачь, Тиль, А надо будет – свистнем…
МОНАХ. Индульгенции!
ТИЛЬ (передразнивая). Индульгенции! Помоги, отец духовный,
Видишь я такой греховный, Безумный, бездомный, никчемный.
МОНАХ. А я все могу простить, если сможешь заплатить.
ТИЛЬ (платит, получает индульгенцию). Ай-яй-яй, Иисус Христос был бедный, А ты жирный… А ты жулик!
МОНАХ. Богохульник!
РЫБНИК. Фу ты дьявол! Когда же ты сдохнешь, сдохнешь, сдохнешь!
ТИЛЬ. Когда пиво кончится!
ТИЛЬ, ТОЛПА, КЛААС. Когда пиво кончится, Жить нам не захочется, А пока, пока мы пиво пьем, Живы будем, не помрем!
ТИЛЬ. Живы будем, не помрем! (Рыбнику). А ты, Рыбник, не хочешь заглянуть?
РЫБНИК. Не хочу.
ТИЛЬ. А я покажу.
РЫБНИК. А я не хочу.
ТИЛЬ. А я даром покажу. Даром, даром, даром, даром, даром!
РЫБНИК. А я и даром не хочу.
ТИЛЬ. А чего ты боишься?
РЫБНИК. А чего мне бояться, шут?
ТИЛЬ. Я шут, а ты весь тут! Рыбник, рыбник, бедный рыбник Вроде не дурак, не подлец, не мошенник, а живешь как рак отшельник. Только и знаешь злиться да молиться. Как же ты сумел влюбиться? А?
РЫБНИК. Молчи, шут!
ТИЛЬ. Уж больно ты злой. Но не нужен мне такой!
МОНАХ. Богохульник! Богохульник!
РЫБНИК, В костер его!
ТИЛЬ. В костер нельзя!
ТОЛПА (предвкушая потеху). Это почему? Это почему?
ТИЛЬ (показывая Рыбнику индульгенцию). Он сам грехи мне отпустил, За что я денежки платил? За что я денежки платил?
ТОЛПА. За что он денежки платил?
ТИЛЬ. Денежки платил, денежки платил…
РЫБНИК, МОНАХ. Тьфу, ты, дьявол, Будь ты проклят! По тебе давно веревка плачет!!
ТИЛЬ (Рыбнику). По мне хотя бы плачет веревка, зато По тебе не заплачет никто! По мне хотя бы плачет веревка, зато По тебе не заплачет никто!
ЛАММЕ, ТОЛПА Тиль, давай, Тиль, Не бойся, шути, Тиль, А то нас здесь притиснут! Смейся, не плачь, Кого хочешь дурачь, Тиль, А надо будет – свистнем.
РЫБНИК, МОНАХ. Тьфу, ты, дьявол, Будь ты проклят! По тебе давно веревка плачет, веревка плачет!!
К Тилю подходит Жиллина.
ТИЛЬ О!!
ЖИЛИНА. А..
ТИЛЬ. О!!
ЖИЛИНА Ха.
ТИЛЬ. Э!
ЖИЛИНА. О!
ТИЛЬ. О, души моей царица, не пройтись ли нам в кусты?
ЖИЛЛИНА. Ах, я невинная девица. А все мужчины подлецы.
ТИЛЬ. О, Жиллина, ты жестока!
ЖИЛЛИНА. Ах, бедняжка, что с тобой?
ТИЛЬ. Я от страсти помираю…
ЖИЛЛИНА. Все там будем, милый мой.
ТИЛЬ. Обними же на прощанье.
ЖИЛЛИНА. Поясница заболела, наклониться не могу.
ТИЛЬ. Хорошо, я помогу.
Жиллина в объятьях Тиля. Появляется Неле. Рыбник хватает ее за руку и тащит к целующимся Жиллине и Тилю.
НЕЛЕ. Тиль!
ДЕВИЦЫ. Время бить посуду! Время пить до дна! Все равно я ночью буду не одна. (Повтор четверостишья.)
Тиль подбегает к Неле. Неле отвешивает ему пощечину.
Девицы. Ах, как жарко, ах, как жарко, ах, как жарко на лугу ночном.
Появляется испанский солдат.
СОЛДАТ (грубо хватая Неле, Тилю). Эй, фламандская свинья! Здесь хозяин – я! А девка-то – моя! Именем Короля!
КЛААС (вставая между Неле и Солдатом.) Эй, Испания!
СОЛДАТ. Прочь!
ЛАММЕ. (помогая Клаасу) Эй, Испания! Да здравствует Испания!
СОЛДАТ. Убью!
ТИЛЬ. Привет, Испания! Привет Испания, милости просим! Милости просим в наш дом! Вы здесь – хозяева, мы ваши гости. Кушайте – мы подождем! Друг мой испанский, жри все без опаски, А если ослабнет живот, (Указывая на Рыбника.) Этот подлижет тебе где пониже! (На Монаха.) А тот за тобой подотрет!
СОЛДАТ. Что? Убью!
РЫБНИК. Это еретик! /
МОНАХ. Это бунтовщик!! Повесить его!
СОЛДАТ (Тилю). Молчать!
ТИЛЬ. А все идет как надо! Свидетель нам Христос! Чем смирнее стадо, тем жирнее пес!!
СОЛДАТ. Что-о-о?! Убью!
РЫБНИК, МОНАХ. Держи его! Вяжи!
СОЛДАТ. Убью!
Толпа загораживает Тиля.
ТИЛЬ. Когда же перестанут слепые дураки взыскивать со зрячих за свои грехи? Взыскивать, вздергивать, поедом есть. Ведь я же вам показываю только то, что есть!
А если не понравится, сам на себя и злись. А крови тебе захочется – пойди и застрелись.
А если тебе кажется, что ты ангел во плоти, вырви себе яйца и крылья отрасти!
Я же чудо-зеркало. Какой с меня спрос? Ну, разве я в ответе за твой заплывший глаз, за твой прогнивший нос, за твой слюнявый рот, за твой холуйский вид, за твой телячий разум и волчий аппетит.
ТОЛПА. Когда же перестанут слепые дураки взыскивать со зрячих за свои грехи? Взыскивать, вздергивать, поедом есть. Ведь он же вам показывает только то, что есть!
А если не понравится, сам на себя и злись, А крови тебе захочется - пойди и застрелись.
А если тебе кажется, что ты ангел во плоти, вырви себе яйца и крылья отрасти!
Он же чудо-зеркало. Какой с него спрос? Ну, разве он в ответе за твой заплывший глаз, за твой прогнивший нос, за твой слюнявый рот, за твой холуйский вид, за твой телячий разум и волчий аппетит.
ТИЛЬ. Кто следующий?
КОРОЛЬ (появляясь.) Я!
Гробовая пауза.
Толпа. Тиль! Шути потише, Тиль! Тиль! Шути потише, Тиль! Тиль… Шути потише, Тиль! Тиль.
Солдат, Рыбник и Монах бросаются к Тилю, скручивают его, бросают в ноги королю…
ТИЛЬ. Ты наш король Филипп, ты мрачен, и суров. Кострами и мечом ты страх повсюду множишь… Ты можешь все. Ты только жить не можешь без крови и костров.
Толпа. Тиль! Ты плохо кончишь, Тиль. Тиль! Ты плохо кончишь, Тиль. Ты плохо кончишь, Тиль.
КОРОЛЬ. Однако, это зеркало все лжет! Так пусть на шкуре собственной поймет, как можно отучить от дерзкого вранья без крови и огня.
Толпа. Тиль, теперь погиб ты, Тиль.
Король. Повесить.
Тиля ведут вешать.
ТИЛЬ. Вот это да! Вот это да! Король перешутил шута. Но я богородицей клянусь, ты не на все способен.
КОРОЛЬ. А что я не могу?
ТИЛЬ. А если я скажу, ты меня отпустишь?
КОРОЛЬ. Слово короля.
ТОЛПА. Слово Короля – золотое слово… Слово Короля – золотое слово… Слово Короля – золотое слово… Слово Короля – золотое слово…
ТИЛЬ. Тебе дана неслыханная власть… Доступно все твоей державной воле… Так поцелуй меня в ту часть, которую всю жизнь пороли, пороли, пороли, пороли!!
ЧИНОВНИК (словно тень выросший за спиной у короля). Шут! Раб!
ТОЛПА. Слово короля – золотое слово! Слово Короля – золотое слово…
КОРОЛЬ. Отныне навсегда он Фландрию оставит. И тот, кто здесь его застанет, пусть убивает без суда!
ТОЛПА. Слово короля – золотое слово! Слово Короля – золотое слово…
КОРОЛЬ. Изгнать! Беги, как заяц! Мой указ вступает в силу в тот же час!
ЧИНОВНИК. Кто встретит в городе шута, Пусть убивает без суда!
СОЛДАТ, МОНАХ. Стало быть, ушел – шут, Стало быть, ушел – скот. Даже не понять – как, все-таки нашел ход. Стало быть, опять – жив. Стало быть, опять – здрав. То ли небеса спят, то ли сатана прав.
РЫБНИК. Дух, дух нечистый, бес, бес лукавый Он всех обманет, он всё растлит. Где справедливость, о, боже правый! Он должен быть убит! Убит! Убит!
ТИЛЬ. Слово Короля – золотое слово. Отпустил меня еле живого. Выбора нет – ухожу навсегда. Только пока что не знаю куда! (Жиллине.) Эй, идем, ты меня спрячешь.
Жилина. Если хочешь, то под юбки.
ТИЛЬ. Они туда заглянут сразу.
ЖИЛИНА. Идем!
Тиль уходит вслед за Жиллиной.
Рыбник. Тиль на земле этой нет тебе места. Тиль, далеко от меня не уйдешь. Тиль, у тебя здесь отец и невеста. Ты к ним вернешься, и ты умрешь!
ТОЛПА Слово Короля – золотое слово! Если не казнит, то лишает крова. Дни наши тянутся словно в тюрьме. Фландрия, Фландрия, горе тебе!
Сцена затемняется.
ПАПАША КЛААС
Одинокая Неле. Поодаль Рыбник.
НЕЛЕ. Господи, воля твоя… Столько слез и обиды за что? Неужели всегда после встречи и радости – боль и разлука? Неужели всегда, где любовь, там обида и мука? Господи, разве так можно? На что ты меня осудил… Столько зла и обмана… Неужели все снова? Не оставь нас, прошу, пощади! Боже!
РЫБНИК. Боже, во имя твое Я прошу не оставь меня Боже Я как перст одинок, почему меня все ненавидят. Почему даже эта святая душа меня словно не видит. Господи, разве не страшно! На что ты меня осудил?
Этот Тиль негодяй, проходимец! А для всех он герой и любимец. Только я все один да один. Нет ему места на этой земле! Когда это кончится?
НЕЛЕ. Нет ни покоя, ни радости мне на что мне надеяться?
РЫБНИК. Я прошу, не оставь меня, Боже!
НЕЛЕ. Неужели просить безнадежно
НЕЛЕ, РЫБНИК. Господи, разве так можно? На что ты меня осудил! Не оставь, помоги мне, о Господи!
Появляется Клаас.
КЛААС. Господи, да Господи, да боже ты мой… Скажите мне на милость. Эй, Рыбник, что с тобой? (Неле) А ты чего разнылась?
Зй, бросьте, в самом деле, смотрите на меня. Вот в этой старой печке еще полно огня! Горю, пылаю, покуда не сгорю. И дров я наломаю, и кашу заварю.
РЫБНИК. Клаас, в твоем дому ни крошки, в твоем кармане грош. Твой сны тебя покинул. О чем же ты поешь?
КЛААС. Живи, дыши, не бойся и слезы зря не трать. Не стоит раньше срока от страха помирать. Мой Тиль! Мой мальчик! Да кто ему указ? Его и папа римский не отберет у нас!
Тиль – это свобода. Тиль – это соль земли. Да пропади же они пропадом все эти троны, короны, попы, короли, папы, аббаты… Короче говоря, для Тиля главный папа – это я!
Уходит с Неле.
Рыбник. Ересь!! Благослови Господь, он должен умереть! «Троны, короны, папы…» Нашел! «Да пропади они все пропадом все эти, троны, короны, попы…» (пишет донос) «Да пропади они все пропадом троны, короны…
КАБАЧОК
Жиллина, девицы, Ламме, Тиль в женском наряде. Незнакомец в плаще и капюшоне. Это принц Оранский.
ЖИЛЛИНА. Рыбак поймал рыбку, Пошел в торговый ряд, И там он рыбку продал и сразу стал богат.
И он со своей добычей пошел домой к жене. Но так уж получилось, но так уж получилось но так уж получилось, что он пришел ко мне.
Эх, рыбак, ну как же так, шел домой, а пришел в кабак! Хочешь, не хочешь – такие дела, Видно, рыбка подвела, рыбка подвела…
Рыбак поймал рыбку, а я рыбака. И он теперь отсюда уйдет без кошелька. А навстречу женушка, а за нею мать. Но так уж получилось, но так уж получилось, но так уж получилось – поздно горевать.
Девицы. Не суди не думай о судьбе своей. Пой, пока поется, пока пьется – пей!
ЛАММЕ (незнакомцу). И он говорит самому королю. Если, говорит, ты такой всесильный То, говорит, поцелуй меня… (шепчет на ухо) Так прямо и сказал! Тиль – он такой, он герой! Ну что ты! Он скажет, как отрежет. Хоть падай – хоть стой!
К Ламме пристает девица. Это Тиль.
Девица-ТИЛЬ! Ла-ла-ла-ла..
ЛАММЕ. (Девице.) Отвяжись от меня. (Незнакомцу.) Тиль, ты уж поверь, Тиль… никого не боится! (Девице.) Отстань, говорят! (Незнакомцу.) Тиль – молодец, настоящий мужчина! Правда, я не знаю, где он теперь? (Девице) Да отвяжись ты от меня, сказано тебе!
ДЕВИЦА. Угости меня, мой худенький, дай вина!
ЛАММЕ. Хватит с тебя, ты и так уж пьяна.
ДЕВИЦА. Угости меня.
ЛАММЕ. Обойдешься.
ДЕВИЦА. Обними меня.
ЛАММЕ. Задохнешься.
ДЕВИЦА. Поцелуй меня! Ну, поцелуй меня! Ну, поцелуй меня!
ЛАММЕ. Ты дура, что ли?
ДЕВИЦА (басом). Ну поцелуй меня в ту часть, которую всю жизнь пороли…
ЖИЛИНА Эх, рыбак, ну как же так, шел домой, а попал в кабак?
ЛАММЕ. Тиль? (объятья)
Жилина. Хочешь, не хочешь – такие дела, Видно юбка подвела… Юбка подвела.
ЛаммЕ. О, боже!
ТИЛЬ. Это я переоделся для особой красоты, Чтобы ты меня, увидев, полюбил навек… (Жест в сторону незнакомца.) А вон дядечка в углу – это что за человек?
(В кабачок врывается испанский солдат.)
ДевицЫ Время бить посуду. Время пить до дна.
СОЛДАТ (Тилю). Эй, девчонка, а ты взялась откуда?
ТИЛЬ. Вот тебе и на.
Действие в кабачке уходит в затемнение..
*** На авансцене возникают Король и Чиновник.
ЧИНОВНИК. Плохие вести собрали гезы и армию, и флот. И принц Оранский возглавил их поход. Но мне известно, что мятежный принц здесь, в городе. Двойной кордон на городских заставах – и принц у нас в руках.
КОРОЛЬ. Что шут? Он жив?
ЧИНОВНИК. Паяц ушел. Как в землю провалился. (Возникает Рыбник.) Но далеко уйти не мог. И он вернется и будет мертв, и будет мертв.
Знаком подзывает Рыбника, берет из его рук донос, протягивает королю.
А вот донос на некого Клааса. Клаас – отец шута. Сынок, узнав о казни, возвратится…
РЫБНИК. И он умрет… умрет… умрет…
КОРОЛЬ. (не взглянув на донос) Отца казнить! О казни объявить!
РЫБНИК. И он умрет… И он умрет
КОРОЛЬ. И пусть доносчик будет палачом шута.
Король уходит, Чиновник поспешает за ним.
*** (Вновь оживает действие в Кабачке.)
ТИЛЬ (солдату). Привет, Испания!
СОЛДАТ. Ну, улыбнись солдату, крошка, дай поцелую от души, Хоть и костлява ты немножко, но больно губки хороши. Чего молчишь, моя милашка? Ну, хоть словечко мне скажи!
ТИЛЬ (высовывая язык). Бе-е-е…
СОЛДАТ (узнав Тиля) Ты?
ТИЛЬ. Это я переоделся для особой красоты, чтобы ты меня, увидев, не забыл вовек…
Ну, Испания! Время бить посуду! Внимание, внимание! Смотрите сюда! Великая Испания против шута. Испанская корона настолько велика, что выставляет армию против колпака, и много отваги и длинные шпаги, но зато руки коротки.
Поединок Тиля с солдатом яростен и комичен. Не раз солдат оказывается на земле, но вновь поднимается и лезет в драку… *** Постепенно действие в кабачке уходит в затемнение. На авансцене возникают Чиновник, Рыбник, Клаас.
ЧИНОВНИК. Вот и чудесно. Приступаю к делу. Свидетель есть, и сказано довольно. Ты угольщик Клаас?
КЛААС. Да, угольщик Клаас.
ЧИНОВНИК. Женат?
КЛААС. Женат.
ЧИНОВНИК. Мы знаем. Дети есть?
КЛААС. Сын.
ЧИНОВНИК. Имя сына?
КЛААС. Тиль.
ЧИНОВНИК. Мы знаем. Уленшпигель. Где он находится?
КЛААС. Он Фландрию покинул.
ЧИНОВНИК. Неправда, он где-то здесь. От нас он не уйдет.
ЧИНОВНИК Итак, фламандец, угольщик Клаас, отвечай правду, только правду! «Доколе будут мучить нас все эти троны, короны, отцы-короли, попы аббаты и папы….» Ты это говорил? (Рыбнику.) Он это говорил?
ЧИНОВНИК (сделав знак Рыбнику удалиться). Итак, фламандец, угольщик Клаас, повинный в дерзкой ереси и бунте, державной волей короля Испании… (Появляется Неле.) владыки полу мира, в том числе Брабанта, Фландрии и прочая, и прочая… Приговорен…
ХОР. Приговорен… Приговорен… Приговорен…
ЧИНОВНИК. Приговорен…
ХОР. Приговорен… Приговорен… Приговорен…
ЧИНОВНИК. Приговорен к сожженью на костре.
Всё исчезает.
*** Вновь оживает кабачок. Поединок Тиля с Солдатом. Солдат снова на земле.
ТИЛЬ. И вот затих неравный бой! Фламандцы и фламандки, вы видите перед собой испанские останки. Гроза народов и держав, краса и цвет Мадрида, лежит себе как Голиаф лежит себе как Голиаф лежит себе как Голиаф у стройных ног Давида.
Незнакомец (Оранский) подходит к лежащему солдату, наклоняется над ним…
А это значит, господа, непобедимых нету. И это стоит, господа, всему поведать свету. Ну а пока еще лежит в себя приходит рыцарь, что должен сделать наш Давид? что должен сделать наш Давид? что должен сделать наш Давид?
ЛАММЕ. Спеть песенку и смыться.
ТИЛЬ Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля-ля.
ЖИЛЛИНА. Эй, подружка дорогая, пойдем отдыхать, У меня в каморке широкая кровать, Свет потушим, пиво поставим…
ОРАНСКИЙ. Довольно!! (Откидывает капюшон).
ЛАММЕ (поражен). Принц Оранский!
ТИЛЬ. Принц Оранский!
ОРАНСКИЙ. (Тилю). Послушай, парень, Ты, как я вижу, весельчак, и твой язык, что твой кулак, Неплохо скроен. Так вот что, парень. Нам не нужны теперь шуты, теперь бойцы нужны, а ты – хороший воин! И если правда, что тебе дорог твой народ и ненавистен подлый гнет чужой державы, тогда пора оставить шуточки и блажь, забыть забавы. Тогда, тогда ты наш.
ТИЛЬ. Ваш? Чей ваш?
ОРАНСКИЙ. Мы гёзы И наш закон – святая месть за нашу попранную честь за кровь и слезы, за кровь и слезы! Мы гёзы! И мы заставим этих псов в огонь их дьявольских костров живьем залезть! За наше дело любой последнее отдаст. За нами Фландрия, за нас Святая Дева! А кто не с нами – тот, значит, враг, Ну, а с врагами поступают, знаешь как…
ТИЛЬ. Вот не везет. Весь день за мной погоня. Я вам не враг, но для меня вы слишком грозные друзья. Так что, оставьте меня в покое. Каждый из нас в своем бою или погибнет, или спасется. Я свои песенки пою, мне за них тоже, ох, достается.
ЖИЛЛИНА. Ну, идем же миленький. Сейчас ты будешь мой.
ОРАНСКИЙ (распахивая плащ и хватаясь за меч). Мой меч суров. Я не терплю шутов. Ты чей?
ЖИЛЛИНА. Он – мой!
ТИЛЬ (Жиллине). Не твой! Я просто шут!
ЖИЛЛИНА. Он – мой!
ОРАНСКИЙ. Ты просто шут? (Жест в сторону лежащего солдата.) Но он убит тобой!!
ТИЛЬ. Убит?! (Бросается к телу солдата.)
ЛАММЕ. Тиль, бежим!
Вбегает Неле.
НЕЛЯ. Тиль!
ТИЛЬ. Ты нашла меня, Неле, в лихую минуту, некстати, не во время, ты уж прости… Мы тут, видишь, немножко побили посуду, да кажется слишком, мне надо идти…
ТИЛЬ. Не могу, не желаю я здесь оставаться, Метаться, как будто карась на огне.
НЕЛЕ. Задержите… Задержите его здесь.
ТИЛЬ. Мне тут выбор один – помирать или драться. Ни то, ни другое не нравится мне.
ЛАММЕ. Эй, слушайте, Клааса казнят.
ТИЛЬ. Ты прости мои шутки, забудь свою ревность. Одна ты и в сердце, и в жизни моей.
ЛАММЕ (Оранскому). Не только отца. Они еще и сына хотят казнить.
ТИЛЬ Все равно я вернусь, а куда же я денусь. Я твой, моя девочка, больше ничей.
ОРАНСКИЙ. Надо его удержать!
ТИЛЬ. До свиданья, родная, авось ненадолго, а то заскучает король без меня!
ОРАНСКИЙ. Дверь на запор!
ТИЛЬ. Попрощаюсь с отцом, только раз обниму его…
НЕЛЕ. Нет! Нет!! (Встает перед Тилем) Время бить посуду, время пить до дна! Все равно я ночью буду не одна! Время бить посуду, время пить до дна! Все равно я ночью буду не одна!
ТИЛЬ. Неля!! Что с отцом!?
Тиль бросается вон из кабачка. Оранский преграждает ему путь. Яростная борьба. Ламме, Жиллина, девицы повисают на Тиле и валят его наземь.
КАЗНЬ
Клаас на костре. В отдалении Король. Бьет колокол.
КОРОЛЬ. Замри, земная суета. Зажгись, зажгись огонь во мраке! В предверьи Божьего суда сожмись, душа, в священном страхе! Молись, тоскуй и плачь о том, что нам предел положен строго. Кому сейчас, кому потом. Не дальше заданного срока.
ТОЛПА. Во имя Господа! Во имя Господа!
КЛААС. Луга мои цвели-цвели, теперь на них снега легли… А были ночи жаркие – есть что вспоминать… Не мало было прожито, хоть мало было нажито… И значит, плакать не о чем – можно помирать!
ТОЛПА. Во имя Господа! Во имя Господа!
КОРОЛЬ. Смотрите, жалкие рабы, как смерть свое свершает дело. Вот перед кем мы все равны! Вот власть, которой нет предела! В каком бреду о ней забыть? Кого просить о снисхожденьи? Молись и плачь – и, может быть, найдешь в молитве искупление.
ТОЛПА. Во имя Господа! Во имя Господа!
КЛААС. Прощайте все, прощай, сынок!… Прощай, старушка Фландрия – У нас с тобой хорошие дети подросли… Пылай, огонь, мой старый друг! Не дай мне долго мучиться… А жизнь, она не кончится! сколько не казни.
ТОЛПА. Во имя Господа! Во имя Господа!
Безмолвная толпа вокруг костра. Чиновник, Рыбник, Монах…
ЧИНОВНИК. Итак, фламандец, угольщик Клаас, повинный в дерзкой ереси и бунте, приговорен к сожженью на костре.
МОНАХ. Амэн!
ЧИНОВНИК. И да свершиться правосудие!
ГОЛОС НЕЛЕ. Господи! Разве так можно? На что ты его осудил?!
ТОЛПА. Господи! Господи! Господи! Господи!
КЛААС. Т и л ь !!!
Конец первого акта. |
||||||||||||
Cоздатели сайта разместили все имеющиеся в их распоряжении материалы и будут искренно признательны, если кто то сможет пополнить редкими фотографиями, записями, видео и прочими материалами этот сайт.
Писать надо по адресу: oleg@bomba-piter.ru
Ген. директор и продюсер Bomba-Piter inc. Олег Грабко