Фламандская Легенда > История создания > Юлий Смелков. Опера на эстраде

Юлий Смелков. Опера на эстраде


11-11-2014, 05:21. Разместил: superadm1n Юлий Смелков. Опера на эстраде
Юлий Смелков.
«Опера на эстраде»

Рождение нового музыкального театра произошло скромно и почти незаметно для всех, кроме публики. В 1975 году «Поющие гитары», один из лучших вокально – инструментальных ансамблей, показал зонг-оперу А. Журбина «Орфей к Эвридика» и за прошедшие годы сыграл ее более 800 раз во многих городах нашей страны с неизменным успехом. Причем нужно сказать, что в этой постановке был известный риск — впервые посетителю эстрадных концертов, поклоннику различных вокально-инструментальных ансамблей, в том числе и «Поющих гитар», была предложена крупная музыкальная форма.

Риск этот оправдался — зритель принял «Орфея и Эвридику». А ансамблю «его руководителю Анатолию Васильеву этот спектакль принес творческую радость, гораздо большую, нежели прошлые концертные программы, — сужу по тому, что они решили продолжать эксперименты в новом для себя жанре. Решили продолжать, несмотря на то, что спектакль требует намного более серьезной работы, более тщательной подготовки к более высокого профессионального уровня, чем концерт.

И вот недавно состоялась очередная премьера «Поющих гитар» — рок-опера Р. Гринблата (пьеса Ю. Михайлова я Ю. Димитрина) «Фламандская легенда». Прежде чем рассказать о ней, хочу отметить, что два спектакля — это уже заявка на репертуар, что ансамбль становится театром. Театром для самого «нетеатрального» зрителя — для любителей современной эстрадной музыки, для молодежи, которая порой считает эстраду чуть ли не единственным интересным видом искусства, то есть для типичного зрителя и слушателя вокально-инструментальных ансамблей.

В «Орфее и Эвридике» ансамбль впервые заговорил с этим зрителем на языке вроде бы понятном ему, но этот язык нес иное содержание, более глубокое, чем обычно, в нем действовали другие законы, ранее почти неведомые этому зрителю, — законы музыкальной драматургии, большой музыкальной формы, несущей значительную развивающуюся во времени мысль.

Есть, однако, и еще один, не менее интересный аспект проблемы. Эти спектакли раздвигают горизонты эстрады, расширяют круг ее художественных возможностей. Годами ведется разговор о том, как нужны эстрадные спектакли, порой они даже создаются — и нередко мы видим, что под броским названием и видимостью сюжета скрывается представление, ничем не отличающееся от обычного сборного концерта. А спектакли «Поющих гитар» — новое слово на эстраде.

С учетом всех этих соображений и нужно говорить о «Фламандской легенде». Это рок-опера о Тиле Уленшпигеле, поставлена она режиссером С. Илюхиным, оформлена М. Щегловым. Сюжет знаменитой книги подвергся в ней существенным изменениям. Правомерным врагом Тиля здесь оказывается не только испанский король Филипп, но в в конце концов вождь восставших гёзов принц Оранский. Что ж, мы знаем, что короли и принцы часто использовали освободительную борьбу народов в своих интересах, а Тиль, расстрелянный и неумирающий Тиль, это действительно дух Фландрии, дух народа, неукротимый и свободолюбивый. И он идет дальше — в бессмертие, в историю, идет мимо принцев и королей, мимо инквизиторов и доносчиков, мужественный и неунывающий, как бы туго ни приходилось. Именно этому посвящена баллада, которой завершается спектакль.

«Фламандская легенда» — произведение музыкально более сложное, чем «Орфей и Эвридика». Это ставит известные трудности перед слушателем, особенно в начале спектакля, в первом акте, где к сожалению, нет ясных музыкальных характеристик персонажей.

В результате первый акт становится слишком растянутой увертюрой, вступлением к действию — в сущности «работает» на спектакль только конец акта, сцена сожжения Клааса, отца Тиля.

Во втором акте действие наконец выстраивается драматургически и музыкально. Звучат развернутые характеристики персонажей. Насмешливо-жестокий король Филипп — угнетатель, чужеземец. Мрачно-злобный принц Оранский — и ему ненавистен Тиль, свободный и честный. Рыбник — человек, готовый ради своих интересов предать кого угодно и что угодно. Все они ополчаются на Тиля, а защитой ему служат только его сообразительность и мужество, да еще любовь Неле.

Современный взгляд на старинную легенду соединен в этом спектакле с современной, хотя и несколько трудной для восприятия, музыкой и с языком современного театра. Так что есть смысл подвести некоторые итоги, пусть сугубо предварительные. Можно надеяться, что «Поющие гитары» и дальше продолжат работу над воплощением современной эстрадной оперы, а стало быть, появятся и сами эти оперы, поскольку есть коллектив, готовый их ставить. Можно считать, что ансамбль овладел уже театральной культурой, без которой немыслима постановка спектаклей, хотя, конечно, возможности совершенствования в этом направлении велики.

Думаю, что у «Поющих гитар» появятся союзники на эстраде, что другие ансамбли пойдут их путем — во всяком случае «Песняры» уже предприняли подобную попытку — поставили музыкально-драматическую поэму «Песнь о доле». Но так или иначе в выигрыше окажется зритель — самый массовый эстрадный зритель, который получил возможность приобщиться к крупным музыкальным формам.

Газета «Труд»
24 апреля 1979 г.

Вернуться назад