Фламандская Легенда > Авторы > Композитор Ромуальд Гринблат

Композитор Ромуальд Гринблат


4-11-2014, 07:45. Разместил: superadm1n

Композитор Ромуальд  Гринблат Гринблат Ромуальд Самуилович - российско-латвийский композитор (11.04.1930, Калинин —14.08.1995, Санкт-Петербург).

 

 

Окончил Латвийскую государственную консерваторию им. Я. Витола (1955) по классу Адольфа Скулте. Работал на Латвийском радио, в музыкальной редакции Государственного издательства Латвийской ССР. С середины 1970-х годов жил в Ленинграде.

Автор семи симфоний (1954, 1957, 1964, 1967, 1983, 1990, 1995), фортепианного (1963) и флейтового (1970) концертов, симфонических поэм «Даугава» (1966) и «Баллада» (1966), сюиты «Мольер» для клавесина и струнного оркестра (1973, на основе музыки к пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош»), цикла «Упражнения по фонетике» для хора с инструментальным сопровождением (1969), камерной музыки.

Наибольшей известностью, пользовались сценические работы Гринблата. Это, прежде всего, балеты «Ригонда» (1959, по мотивам романа Вилиса Лациса «Потерянная родина») и «Рига» (1965), камерная опера «Дочь брадобрея» (1972). В более лёгком жанре Гринблатом написан мюзикл «Зелёная птичка» (1970, по Карло Гоцци).

Автор музыки к кинофильмам: «Двое» (1965), «Сломанная подкова» (1973), «Раз, два, горе — не беда!» (1988) и другие. Рок-опера «Фламандская легенда» (либретто Юлия Кима и Юрия Димитрина по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле») создан Гринблатом для ансамбля «Поющие гитары» в 1978 году. Лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).

 

Юлий Ким о Ромуальде Гринблате

«Фламандская легенда», конец 70-х годов. История такая. В Ленинграде ансамбль «Поющие гитары» поставил рок-оперу «Орфей и Эвридика», которую сочинили Александр Журбин и Юра Димитрин. Так вот, рок-опера снискала оглушительный успех, на волне которого «Поющие гитары» решили создать следующий спектакль, для которого выбрали знаменитый сюжет про Тиля Уленшпигеля. Писать музыку позвали совершенно неожиданного человека: Ромуальд Гринблат – царствие ему небесное, замечательный был композитор. Но он творил в области музыки серьезной, более того – атональной. Он был одним из не столь уж многих последователей Арнольда Шенберга.

Он сам говорил, что таких, как он, на Земле осталось композиторов восемь-десять, все они друг друга знают, переписываются и обмениваются партитурами. Тем не менее, у Ромуальда – Ромы, как мы его называли – были и театральные, и киноработы. В общем, его позвали писать музыку, меня – либретто. Рома в своей музыке опередил время. Для «Тиля» время еще должно прийти. Спектакль тогда сыграли, он продержался сезон и завял: любители классической оперы там своего предмета не нашли, любители рок-музыки были озадачены тем, что услышали. А меня эта музыка до сих пор волнует. …Никто пока не заинтересовался. Ничего страшного: когда-нибудь «Тиля» поставят, и это будет оглушительный успех, я уверен. Вещь сильная – от некоторых номеров сердце замирает.

Франгмент интервью с Ю.Кимом.
"В искусстве не должна утрачиваться память"
Январь 2014 г.
Издания сочинений Ромуальда Гринблата.

РИГОНДА

Балет

СЮИТА "Мольер"

Партитура

НОКТЮРН

Партитура

Четвертая симфония

ДОЧЬ БРАДОБРЕЯ

Камерная опера

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ

Клавир

Издательство "Музыка"

1965

Для клавесина

и струнного оркестра

Издательство  "Советский композитор".

1973

Для семнадцати струнных

Издательство  "Советский композитор".

Л-М 1974

Партитура

Издательство  "Советский композитор".

Л.1976

Клавир 

Издательство  "Советский композитор".

Л.М 1980

Партитура

Издательство  "Советский композитор".

Л.1987


Вернуться назад