Композитор Ромуальд Гринблат
4-11-2014, 07:45. Разместил: superadm1n
Гринблат Ромуальд Самуилович - российско-латвийский композитор (11.04.1930, Калинин —14.08.1995, Санкт-Петербург).
Окончил Латвийскую государственную консерваторию им. Я. Витола (1955) по классу Адольфа Скулте. Работал на Латвийском радио, в музыкальной редакции Государственного издательства Латвийской ССР. С середины 1970-х годов жил в Ленинграде.
Автор семи симфоний (1954, 1957, 1964, 1967, 1983, 1990, 1995), фортепианного (1963) и флейтового (1970) концертов, симфонических поэм «Даугава» (1966) и «Баллада» (1966), сюиты «Мольер» для клавесина и струнного оркестра (1973, на основе музыки к пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош»), цикла «Упражнения по фонетике» для хора с инструментальным сопровождением (1969), камерной музыки.
Наибольшей известностью, пользовались сценические работы Гринблата. Это, прежде всего, балеты «Ригонда» (1959, по мотивам романа Вилиса Лациса «Потерянная родина») и «Рига» (1965), камерная опера «Дочь брадобрея» (1972). В более лёгком жанре Гринблатом написан мюзикл «Зелёная птичка» (1970, по Карло Гоцци).
Автор музыки к кинофильмам: «Двое» (1965), «Сломанная подкова» (1973), «Раз, два, горе — не беда!» (1988) и другие. Рок-опера «Фламандская легенда» (либретто Юлия Кима и Юрия Димитрина по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле») создан Гринблатом для ансамбля «Поющие гитары» в 1978 году. Лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
«Фламандская легенда», конец 70-х годов. История такая. В Ленинграде ансамбль «Поющие гитары» поставил рок-оперу «Орфей и Эвридика», которую сочинили Александр Журбин и Юра Димитрин. Так вот, рок-опера снискала оглушительный успех, на волне которого «Поющие гитары» решили создать следующий спектакль, для которого выбрали знаменитый сюжет про Тиля Уленшпигеля. Писать музыку позвали совершенно неожиданного человека: Ромуальд Гринблат – царствие ему небесное, замечательный был композитор. Но он творил в области музыки серьезной, более того – атональной. Он был одним из не столь уж многих последователей Арнольда Шенберга.
Он сам говорил, что таких, как он, на Земле осталось композиторов восемь-десять, все они друг друга знают, переписываются и обмениваются партитурами. Тем не менее, у Ромуальда – Ромы, как мы его называли – были и театральные, и киноработы. В общем, его позвали писать музыку, меня – либретто. Рома в своей музыке опередил время. Для «Тиля» время еще должно прийти. Спектакль тогда сыграли, он продержался сезон и завял: любители классической оперы там своего предмета не нашли, любители рок-музыки были озадачены тем, что услышали. А меня эта музыка до сих пор волнует. …Никто пока не заинтересовался. Ничего страшного: когда-нибудь «Тиля» поставят, и это будет оглушительный успех, я уверен. Вещь сильная – от некоторых номеров сердце замирает.
РИГОНДА Балет |
СЮИТА "Мольер" Партитура |
НОКТЮРН Партитура |
Четвертая симфония |
ДОЧЬ БРАДОБРЕЯ Камерная опера |
ПЯТАЯ СИМФОНИЯ |
Клавир Издательство "Музыка" 1965 |
Для клавесина и струнного оркестра Издательство "Советский композитор". 1973 |
Для семнадцати струнных Издательство "Советский композитор". Л-М 1974 |
Партитура Издательство "Советский композитор". Л.1976 |
Клавир Издательство "Советский композитор". Л.М 1980 |
Партитура Издательство "Советский композитор". Л.1987 |
Вернуться назад